О том, что очередные пертурбации с планетой были весьма серьезные, что не было какого-то одного извержения вулкана, а лава лилась нескончаемыми потоками вдоль сотен километров африканского побережья, свидетельствуют дальнейшие факты из Перипла. Как и о климате. Отнюдь не нынешнем.
«9. Оттуда (от Керны — В.Х.) мы прибыли в озеро, плывя по некоей большой реке, название которой Хретис; (прим. пер.: Не идентифицирована) на этом озере имеются три острова, большие по размеру, чем Керна. От них, проделав дневное плаванье, (125 км), мы прибыли в самую отдаленную часть озера, над которой поднимаются высокие горы, населенные дикими людьми, одетыми в звериные шкуры. Эти люди, швыряясь камнями, наносили нам раны, не давая сойти на берег.
10. Плывя оттуда, мы вошли в другую реку, большую и широкую, в которой было много крокодилов и гиппопотамов. (прим. пер: Река Сенегал (?)). Оттуда же, повернув обратно, мы снова прибыли к Керне.»
До реки Сенегал от Канар, дорогие переводчики, около 1500, а не 150 км. Так что это была совсем другая река. Точнее, устье, дельта, два рукава, юго-западный и северо-западный какой-то одной большой реки, представшей как озеро, посреди Канарского полуострова. Войдя через юго-западный рукав в основное руслло-озеро и выйдя по северо-западному рукаву снова в Атлантический океан, Ганнон вернулся к Керне по знакомому уже маршруту. Впрочем, это все не столь важно. Куда важнее крокодилы… Ныне эти теплолюбивые пресмыкающиеся водятся во влажном субтропическом и тропическом климате. Но отнюдь не в сухой жаре пустыни Сахара…
«11. А оттуда (от все той же Керны — В.Х.) мы плыли на юг двенадцать дней (125 км х 12= 1500 км — В.Х.), проходя вдоль страны, которую целиком населяли эфиопы, убегавшие от нас и не остававшиеся; говорили они непонятно даже для ликситов, бывших с нами.
12. А на последний день мы бросили якорь у высоких лесистых гор. Там были благоухающие и разнообразные деревья.»
Вот теперь финикийцы оказались действительно где-то между рекой Сенегал и Дакаром. До этого города от Канар обозначен в Атласе морской путь, составляющий ровно 1500 км… Но, учитывая, что Ганнону приходилось плыть вдоль несколько более извилистого берега, чем нынешний, может они и остановились на десяток -другой километров севернее. Но вот отсутствие упоминания о такой крупной реке настораживает… Заставляет снова задуматься о климате, о миграции полюсов и других катаклизмах отсутствие «высоких лесистых гор». Правда, посреди шельфа — 2000 м в 40 км севернее Дакара, отмечается островное поднятие. Оно вполне могло быть «лесистыми горами», ну а рек, надо полагать было так много, что Ганнон не счел нужным выделять Сенегал особо…
«13. Плывя от них (гор и деревьев -В.Х.) в течение двух дней (250 км-В.Х.), мы оказались на неизмеримом морском просторе, против которого на берегу была равнина; там мы видели огни, приносимые отовсюду через определенные промежутки времени; [ их было] то больше, то меньше.»
От подводного острова на глубине свыше 1000 метров и севернее Дакара отмеряю 250 км и попадаю действительно на огромный равнинный участок шельфа южнее столицы Гвинеи Бисау и севернее столицы другой Гвинеи — Конакри… Шельф этот образован намывами множества рек и речушек, и ныне стекающих с гор на расстоянии 150-200 км от шельфа — 2000м… Гор, надо полагать, невидимых тогда с моря… Далее африканский шлейф поворачивает наюго-восток, а если смотреть, как раньше, на юг, действительно, «неизмеримый морской простор»… Аж до Антарктиды…
«14. Запасшись водой, мы плыли оттуда вперед вдоль берега пять дней (еще 625 км-В.Х.), пока не прибыли в большой залив, который, как сказали переводчики, называется Западным Рогом. В этом заливе есть БОЛЬШОЙ ОСТРОВ, сойдя на который мы ничего не видели, кроме леса, а ночью мы видели много зажигавшихся огней, и игру двух флейт слышали мы, кимвалов и тимпанов бряцанье и крик великий. Страх охватил нас, и прорицатели приказали покинуть остров.»
Тут переводчик дает правильный комментарий: «Западный Рог, Южный Рог — вероятно части Гвинейского залива.» Точнее, правильнее — северно-западной его части… Отмерив 625 км от угла шлейфовой равнины, я опять-таки строго в соответствии с описанием Ганнона обнаружил рогатую бухту, обращенную входом на запад, а южнее опять-таки невероятно точно подводный остров, как раз напротив ганского порта Такоради. Глубина залегания острова — 2000 м. А для шлейфа в — 3000 м он будет часть суши, холмом… Да и у шлейфа — 2000 рогатость несколько больше, чем у шлейфа — 3000…
«15. Быстро отплыв, мы прошли мимо СТРАНЫ ГОРЯЩЕЙ, заполненной БЛАГОВОНИЯМИ; ОГРОМНЫЕ ОГНЕННЫЕ ПОТОКИ СТЕКАЮТ с нее В МОРЕ. Из-за жары сойти на берег было невозможно.
16. Но и оттуда, испугавшись, мы быстро отплыли. Проведя в пути четыре дня (500 км-В.Х.), ночью мы увидели ЗЕМЛЮ, заполненную ОГНЕМ; в середине же был некий огромный костер, достигавший, казалось, звезд. Днем оказалось, что это большая гора, называемая Колесницей богов.» (Прим. пер.: «Теон Охема. Скорее всего, это вулканическая гора Камерун, называемая местными жителями Гора богов. Последнее извержение Камеруна имело место в 1925 г.)
17. Плывя оттуда три дня (375 км-В.Х.) мимо ГОРЯЩИХ ПОТОКОВ, мы прибыли в залив, называемый Южным Рогом.
18. В глубине залива есть остров, похожий НА ПЕРВЫЙ, имеющий БУХТУ; В НЕЙ другой ОСТРОВ, населенный дикими людьми. Очень много было ЖЕНЩИН, тело которых поросло ШЕРСТЬЮ; переводчики называли их ГОРИЛЛАМИ. Преследуя, мы не смогли захватить мужчин, все они убежали, КАРАБКАЯСЬ ПО КРУЧАМ и защищаясь КАМНЯМИ; трех же женщин мы захватили; они кусали и царапали тех, кто их вел, и не хотели идти за ними. Однако, убив, мы освежевали их и шкуры доставили в Карфаген. Ибо дальше мы не плавали, так как пища у нас кончилась.»
ПЕРВЫЙ остров — это не нынешний остров Биоко, расположенный как раз напротив вулкана Камерун в самой дальней части Гвинейского залива, чья вершина в 4095 м высотой от нынешнего уровня моря находится всего в 10 км от современного берега. Плыть три дня = 375 км вдоль столь яркой точки на столь близком расстоянии невозможно, как невозможно ехать в электричке три минуты со скоростью 60 км/час мимо телеграфного столба, что стоит в десятке метров от железнодорожного полотна, а вот мимо Останкинской телебашни, что расположена в десятке километров от полотна можно и должно…